| |||||||
Архив | Содержание номера | О газете | На главную | Фотогалерея | KOI8 | ||
№ 43(3932) от 14 ноября 2008:
Версия № 43 в формате pdf (~1.9 Mb) |
Комментарий к событию За талант и усердие31 октября на совместном заседании кафедр теоретической и ядерной физики Дубненского университета директор ОИЯИ заведующий кафедрой теоретической физики университета "Дубна" академик А.Н.Сисакян вручил дипломы бакалавров выпускникам кафедр.
Бакалавр - степень самого низкого уровня высшего образования, как говорили раньше - базового высшего образования. Профессиональные знания развиваются и совершенствуются, и вполне естественно, что четырех лет обучения в бакалавриате недостаточно, чтобы стать специалистом в избранной профессии. Поэтому все физики-бакалавры продолжают обучение на родных кафедрах уже в магистратуре. Примерно четверть из них имеют намерения после окончания университета заняться наукой. Остальные собираются попытать счастья в бизнесе или проявить себя в преподавательской деятельности. Системы распределения молодых специалистов в государственном масштабе сейчас не существует, поэтому все выпускники университета будут искать себе работу самостоятельно. Однако тех из бакалавров, кто хочет связать свою жизнь с наукой, ждут в Объединенном институте ядерных исследований. - Ежегодно мы принимаем до 100 молодых людей в лаборатории нашего Института, - сообщил корреспонденту еженедельника "Дубна" академик А.Н.Сисакян. - Правда, у выпускников с дипломами бакалавров уровень образования еще недостаточен, чтобы серьезно работать в Институте. Поэтому все наши бакалавры продолжают учебу в магистратуре. Требования к студентам предъявляются действительно серьезные - ведь на обеих кафедрах специальные дисциплины преподают повидавшие мир и показавшие себя миру молодые профессора и доценты из Лаборатории теоретической физики и Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ. Некоторым студентам высокие требования даются "со скрипом", но работа над собой и поддержка родных кафедр помогают преодолевать трудности. Тем более что учебные курсы не просто полезны, но и интересны - как ключи к разгадке тайн природы. - Я читаю курс "Математические методы и математическое моделирование", - рассказывает доцент кафедры теоретической физики Елена Колганова, - этот курс очень интересный, и он очень полезен не только для теоретиков, но и для экспериментаторов, занимающихся обработкой экспериментальных данных. Математическое моделирование, численный эксперимент - совсем новая часть курса, это быстро развивающаяся и очень перспективная область вычислительной математики. И мне было очень приятно, что в этом учебном году студенты сами попросили, чтобы по курсу был экзамен (хотя он не предусмотрен) - они хотят научиться по-настоящему, а не формально решать задачи и стремятся проверить себя в этом умении. Итак, второй выпуск физиков-бакалавров состоялся. Через год мы сможем поздравить с окончанием университета первых физиков-магистров, которых направят в самостоятельную жизнь кафедры теоретической и ядерной физики университета "Дубна". В этой новой жизни нужно будет обо всем заботиться самим. То ли дело было раньше - получил распределение, прибыл на место, за три обязательных года работы по распределению познал жизнь и себя, и уж тогда твердой и уверенной поступью шагай себе в желанном направлении... Сейчас все по-другому. - Наверное, жесткая система распределения помогала планировать и то, сколько нам нужно вузов, и то, кого нужно готовить, - рассуждает академик Сисакян. - В какой-то момент эту систему распустили, наплодили много вузов, которые не отвечают высокому уровню образования. Иногда и просто халтурщики занимались высшим образованием, а сейчас и министерство, и все мы озабочены тем, что делать с нашим образованием. Я думаю, надо использовать во многом тот хороший опыт и традиции, что были у нас в прошлом, и не очень стараться по каждому поводу смотреть на Запад. Россия отличается от европейских стран большим масштабом своих территорий. Поэтому те мерки, которые предъявляются, скажем, к Германии, не могут применяться в России. Там все локально, все сжато на маленьком клочке земли. А процесс и образования, и инновационной деятельности в России тесно связан с тем, что у нас большие просторы, и нужно это учитывать. Наши традиции нужно сохранить, а у Запада брать то, что может быть взято, а не обязательно копировать один к одному. И все же, пусть жесткой системы распределения уже нет, но мягкая у нас существует: мы смотрим на тех, кто наиболее подготовлен, и стараемся этих молодых людей как-то устроить, потому что хочется, чтобы молодые таланты не пропадали. А возможности роста для молодых специалистов в ОИЯИ есть, их реализация зависит от таланта и усердия в работе. Наталия ТЕРЯЕВА, фото Юрия ТУМАНОВА. |
![]() |
Редакция | Веб-мастер |