| ||||||
Молодежь и наука Познакомила наука, сблизила ДубнаС 27 по 29 марта в ДК "Мир" проходили Дни физики, организованные Межшкольным физико-математическим факультативом и Учебно-научным центром ОИЯИ.Нейронная сеть, или Теория рукопожатийПервое впечатление от происходящего в залах Дома культуры - хаотическое, броуновское движение. Очень много посетителей, в основном детей, перемещающихся, любопытствующих, переливающих жидкости, запускающих металлические шарики, разглядывающих оптические эффекты. По мере наблюдения становятся заметными по одинаковым футболкам организаторы и волонтеры, к ним, как к магнитам, притягиваются стайки зрителей - подходят, слушают, пытаются повторить, переходят к следующим. И только после более детального знакомства с участниками возникает аналогия с нейронной сетью - все так или иначе связаны с физической наукой, но каждый пришел к ней своим путем. Прямо у входа знакомлюсь с Алексеем Иваненко. Формула его учебной карьеры пока лаконична: школа + факультатив = лицей МФТИ, а путь на Дни физики такой: первый год - участие в физбоях; второй - демонстрация опытов; сейчас - ассистент по измерению скорости реакции человека, основанному на кинематике. Еще один алгоритм вовлечения в дубненский экспериментариум. Учитель физики школы №2086 (Москва) Владимир Викторович Щавелев осенью прошлого года побывал на школе для учителей в ЦЕРН. По возвращении развесил во всех кабинетах физики плакаты из ЦЕРН и каждому, кто интересуется, независимо от профиля обучения, популярно рассказывает о коллайдере, масштабах эксперимента, исследованиях. По приглашению УНЦ он приехал со своими учениками в Дубну демонстрировать опыты. Один из учеников, Дима Григорьев, рассказал: "Мы с классом решили сделать неньютоновскую жидкость. Это у нас крахмал, который смешан с водой в некоторой пропорции. Молекулы крахмала скрепляются между собой, и если воздействовать на поверхность, возникает ощущение того, что соприкасаешься с твердым телом. А если опустить в нее руку, то она погружается, получается интересный эффект. Детям нравится, и они не отходят от нас". Вот такая наглядная агитация.
В этом году в ДФ была и международная компонента - на сцене малого зала расположились гости из чешской гимназии Wichterlovo (Острава). Восемь учеников 9-х классов и с ними две учительницы русского языка демонстрировали опыты с плазменным шаром, объясняли процессы, рассказывали о гимназии и заодно практиковались в русской речи.
Волей-неволей вспоминается теория рукопожатий. И сразу пример - один из участников пригласил коллегу, преподавателя московской гимназии №1534 Патрика Михайловича Погосяна. Пока он присутствовал в качестве наблюдателя, но, судя по впечатлениям, примет участие в будущих ДФ: "Впечатления у меня очень приятные. Действительно, организаторы вложили часть своей души. Посмотрите, как блестят глаза у детей, это же все для них, не для нас. Детей не увлечь, если не дать сделать что-то своими руками, пустые слова на них не действуют. Здесь абсолютно неформальная обстановка. Молодцы организаторы, я готов аплодировать". Об истории, опыте и смысле ДФВсе, с кем мне пришлось общаться, инициатором ДФ признают Михаила Сергеевича Нитишинского, преподававшего на факультативе. В этом году он руководил дистанционно, что не помешало вовлечь в круговорот математических задач и физических опытов школы города, Клуб будущих ученых, Музей ОИЯИ, Математический кружок, Международную компьютерную школу, Университет "Дубна", Универсальную библиотеку. В программе демонстрация опытов старшими школьниками, на "Тропе исследователей" опыты предстоит делать ребятам самостоятельно, - научное шоу с жидким азотом и математические бои, лекция по истории ускорителей, прочитанная вице-директором ОИЯИ членом-корреспондентом РАН Г.В.Трубниковым, турнир по робототехнике.
На вопрос, как развивались ДФ эти три года, Михаил Сергеевич ответил: "С самого первого Дня физики у нас работала команда. Это продолжается, команда расширяется, у нас появляется опыт, мы лучше знаем, как готовиться, более грамотно распределяем свое время. В этом плане лучше становится. То же самое школьники. У нас есть две школы, представители которых уже приезжали в Дубну. В прошлом году они сказали, что не хватило времени на подготовку, потому что не совсем понимали, как будут проходить ДФ. В этом году они приехали более подготовленными". Ближайшие соратники М.С.Нитишинского - преподаватели физики Иван Алексеевич Ломаченков и Александр Анатольевич Леонович подключаются к разговору. И.А. С каждым годом появляются новые эксперименты. Причем, я заметил, что некоторые эксперименты дублируют друг друга. Ко мне подходили и спрашивали - получился ли у вас, допустим, опыт с движением в трубе. Это я к тому, что сейчас очень многие эксперименты есть в Интернете, многое можно посмотреть и попробовать повторить, а здесь поделиться опытом.
А.А. Да, у Дней физики в Дубне уже своя история. Выделю то, что меня особенно радует - вовлечение в них все большего числа волонтеров. Не только тех, кто долго и терпеливо готовит программу, но и ребят, подключающихся, что называется, в последний момент. Даже такое, "острое", участие в качестве, допустим, преподавателя оставляет свои следы и, надеюсь, меняет в лучшую сторону отношение к профессии учителя. Со временем, возможно, это "выстрелит". Как, скажем, выпускников нашего факультатива можно найти сегодня у опытных установок. Будучи же студентами, они включаются в работу Заочной физико-технической школы. А двое из них сейчас стали нашими коллегами и ведут занятия по математике и экспериментальной физике - это Александра Шорникова (Моисеева) и Данила Кожевников. - На ваш взгляд, ребята здесь получают тот необходимый эмоциональный заряд, чтобы физикой заняться? М.С. В вашем вопросе содержится половина ответа. Конечно, очень важно, когда младшие ребята смотрят на старших, не на взрослых учителей физики, а на тех ребят, которые старше их совсем немножко и которые все это только начинают делать. А для старших тоже есть очень сильный отклик. Потому что одно дело отвечать учителю, другое - объяснять своим сверстникам. Более ответственная вещь - это пробовать рассказывать и показывать что-то совсем маленьким детям. И.А. Мотивировать ребят в 10-11-м классе, по-моему, достаточно бесперспективное занятие. Межшкольный факультатив начинает работать с шестым классом. Это самый благодатный возраст, когда можно заронить семена интереса. Почва у этих людей благодатная, и такие семена обязательно прорастут, а дети сохранят свое увлечение физикой, техникой… Необязательно они станут профессиональными физиками, но многие пойдут в технические вузы, в том числе в наш университет. Я сам там преподаю и поэтому заинтересован в качестве студентов. Это сейчас очень важно, это востребовано реалиями нашей жизни. А.А. Спору нет, участники ДФ "заряжаются" до весьма высокого напряжения. Другой вопрос - как этот "заряд" сохранить, не дать ему стечь, как перевести всплеск эмоций в желание самостоятельно добиваться результата, преодолевать длительные трудности познания, в общем, постоянно и настойчиво учиться. А вот для этого нужны наши усилия иного рода - поддержка стремления регулярно заниматься, ощутить в себе вкус не только от потребления, но и от "производства" знаний. То есть между краткими праздниками - недели и месяцы упорного труда и… ожидания новых Дней физики. От физики и химии ждут фейерверковНаучных шоу сейчас развелось - пруд пруди. Учителя говорят, что отношение к изучению предмета сильно изменилось в последние годы. Дети ждут чуда, фокуса, зрелищного эффекта и не горят желанием к кропотливой исследовательской работе - расчетам, параметрам, поиску ошибок, подбору материалов и форм. В этом отношении интересен не только экспериментальный, но и педагогический опыт Ирины Геннадьевны Осипенко (Дубна): "Я руковожу Школой физического эксперимента на базе 11-й гимназии. Физика, химия - это предметы, от которых дети ждут фейерверков. А ведь наука связана с рутинной работой - надо много искать, бывает, что получится, а еще раз не сработает. Здесь, например, мы демонстрируем оптические явления. Наша проектная работа заключалась в том, чтобы создать цветные струи воды и посмотреть, могут ли они складываться в разные тона, а не только три основных цвета - синий, красный и зеленый. Про цветные струи мы не слышали нигде, описания, как это сделать, нет, поэтому столкнулись с трудностями. Можно было взять лазер, но это тонкий пучок, и сложение не очень хорошо видно. Диодами надо просвечивать через бутылку, но луч рассеяния получается слишком широкий. Мы все перепробовали и остановились на светодиодной ленте, поместили ее внутрь бутылки, сориентировали, чтобы она светила практически в отверстие и не было сильного расхождения луча. Два месяца мы мучились с этим эффектом, и нам удалось получить оранжевый, фиолетовый, белый".
Именно так приходит правильное понимание научной деятельности. И те, кто это усвоил, не будут питать иллюзий, выбирая профессией техническое или научное творчество. Да и результаты не заставили себя долго ждать - ученик Ирины Геннадьевны Григор Адамян получил 19 баллов из 20 возможных по экспериментальной части на областной олимпиаде по физике.
"Из искры возгорится пламя, и просвещенный наш народ..."Эх, жалко, что дальше у Пушкина про политику, а не про науку, которая "над политикой" и сближает народы. А то бы взяли цитату эпиграфом к статье, ведь каждый из организаторов знает, - надо лишь дать толчок, правильное направление. А для этого представить физику не сложной сухой теорией, а увлекательной, азартной, веселой, а значит, любимой для детей. Единодушие в этом вопросе демонстрировали все взрослые, к кому бы я ни обращалась, хотя, понятно, что именно такой подход требует максимума внимания, времени и творческих усилий. Михаил Жабицкий (ОИЯИ): "Дни физики, как при горении - надо бросить спичку, а дальше интерес разгорится. ДФ для того и нужны, чтобы ребята узнали, какие есть возможности в городе - Межшкольный факультатив, интересные преподаватели, Клуб будущих ученых, есть много точек в Дубне, где рады видеть детей. Важно, что есть детская радость, свежесть восприятия. Надо, пока физика не началась в школе, показать им, что эта наука интересна! Это не просто подстановка цифр в формулу, на самом деле это намного увлекательнее!" Марк Ширченко (ОИЯИ): "Чтобы знать, с какого возраста увлекать детей физикой, надо определить, где начинается физика. Если ребенок в три года спрашивает: папа, а почему встает солнце, и ты ему начинаешь объяснять, то, в принципе, это уже физика. И я думаю, что физика - это же от слова природа (от греческого слова "фюзис", что означает "природа" - прим. ред.), и надо начинать обучение, наверное, как только ребенок произнес первое "почему". И дальше постепенно вовлекать такими мероприятиями". Дмитрий Цирков (ОИЯИ): "Опыты мы старались делать, естественно, интересными, увлекательными. После некоторых дети бегают возбужденные, прыгают. Это, конечно, нас очень радует. И параллельно стараемся дать информацию о физических законах. Потому что законы, когда что-то руками делаешь, усваиваются всегда лучше. Например, так устроена "Тропа исследователей" - детям, группе из 3-4 человек, выдается список из 8 станций. На каждой станции стоят наставники - старшие школьники. Дети на каждой из станций должны сделать опыт, им ставят отметку. После того как они пройдут все станции, возвращаются к организаторам, получают призы". Добрая, старая как мир, прекрасная наука всех сблизила по-своему. За одним из столов демонстрируют опыты Тимофей Кольцов (лицей "Дубна") и Андрей Горячев (школа №5). У них такая история: "Мы раньше учились вместе, потом Тимофей перешел в лицей. И.А.Ломаченков набирал таких же учащихся, как мы, в ОИЯИ для практических занятий по физике. Мы там встретились, занимались, и так попали на Дни физики, чтобы показывать опыты. - Много детей здесь побывало? - Да, и они еще не закончились. - Понимают, что вы им объясняете? - Кивают головой, надеемся, что понимают. - Какой физический процесс демонстрируете? - Опыт с водой, изучаем коэффициент поверхностного натяжения, действие антиархимедовой силы, когда предмет тонет, и другие".
Дни физики в этом году проходили под эгидой 60-летия ОИЯИ. Большое число посетителей, дубненских и приезжих участников, разнообразных экспериментов свидетельствуют о том, что найден правильный вектор, удачная форма общения со школьниками. В каком-то смысле ДФ - это проекция деятельности ОИЯИ на мир детей и подростков, знакомство с моделью международного научного центра, когда научный поиск происходит не в персональном порядке, а в содружестве ученых из разных организаций. В том, что в ближайшее время посетители ДФ в Дубне смогут убедиться, что нет национальной таблицы умножения, и в научном празднике примут участие ребята из других стран - сомневаться не приходится. Так же как в том, что воспоминания о ДФ всегда будут связаны с новыми впечатлениями, радостью понимания и причастностью к многообразному процессу познания. P.S. И еще хочется отметить доброжелательное отношение к прессе и лично поблагодарить за помощь Т.Юдину и Е.Карпову (УНЦ), М.Пилипенко (Универсальная библиотека), А.Леоновича (руководителя Межшкольного факультатива).
|
|