|
Вспоминая Анатолия Андреевича
3 января этого года исполнилось 80 лет со дня рождения А.А.Корнейчука. Начиная с середины 60-х годов прошлого столетия его имя регулярно появлялось на страницах нашей газеты. И вот уже второй раз он предстает перед нами в воспоминаниях своих коллег и друзей.
Анатолий Андреевич Корнейчук родился перед войной на Западной Украине, в Польше, а уже в сентябре следующего года, нисколько не перемещаясь, очутился на территории СССР. Перемещения в пространстве начались в 1941 году, но к сентябрю 1945-го все уже было кончено, и Анатолий Андреевич пошел в школу и окончил ее на два года раньше положенного срока, после чего с первого захода поступил в университет. А дальше - студенческие годы, аспирантура, Дубна...
Взгляд из ЛВТА
Уникальные люди встречаются редко, и общение с ними приносит большое удовлетворение. Анатолий Андреевич был таким человеком. Во многом уникален: прекрасный математик и вычислитель, обладал литературным даром, большим чувством юмора, был хорошим фотографом, умел доходчиво объяснять и был всегда спокойным. И все это в одном человеке.
Анатолий Андреевич был моим руководителем группы. Его чрезмерная требовательность к работе, которую надо было сделать на пять с плюсом, постепенно приучила меня выполнять все его поручения согласно этим требованиям.
Первоначально он работал с физиками-теоретиками группы В.Г.Соловьева.
Я присоединилась к этой группе позже. Итогом нашей работы стала первая премия ОИЯИ в 1977 году. Потом он увлекся созданием автокода АСТРА для ЭВМ БЭСМ-4. Он очень хотел написать транслятор с фортрана для БЭСМ-4. Мне удалось его уговорить этого не делать, так как уже были написаны два транслятора.
Многие сотрудники нашего Института запомнили вечер ЛВТА со сказкой, которую написал Анатолий Андреевич. Его участие в работе редколлегии газеты "Импульс" обеспечило газете большую популярность.
Последние годы Анатолий Андреевич работал в школе, потом в редакции газеты "Вести Дубны". И везде он оставил заметный след.
Нэлля Ширикова
Редколлегия "Импульса", 1965 год. Г.Семашко, Н.Алексеева, О.Благонравова, А.Ефимова, В.Шириков, А.Корнейчук, Г.Шустина, Э.Шарапова, Н.Ширикова. Фото В.Никитина.
Взгляд из ЛТФ
Вспоминать Анатолия Андреевича Корнейчука с благодарностью приходится довольно часто - как хорошего друга и замечательного коллегу, поскольку некоторые из созданных им вычислительных программ используются до сих пор.
Первое знакомство с программированием произошло у нас с его участием. Он оказался хорошим наставником. Без лишних слов предоставил какую-то небольшую свою программу, которая послужила нам образцом для создания новой.
В те времена программировать приходилось в машинном коде, а позднее наступила эпоха языков программирования, и Толя увлекся созданием ассемблеров и транслятора для машины БЭСМ-4. Долговечность созданных им программ объясняется основательным подходом при создании не "программы-однодневки" для узкой конкретной задачи, а естественного расширения и усовершенствования ее для все новых возникающих потребностей решения потенциально более сложных, но тематически близких физических проблем.
С ним было легко сотрудничать, он всегда находил время отвлечься от своих основных чисто математических исследований и участвовать в создании необходимой физикам вычислительной программы. При этом он понимал, что физики часто изменяли по ходу дела свои "задания", и не обижался на зыбкость этих "заданий", учитывал различие в создании стандартной программы для решения конкретной математической задачи и широкой программы для решения многогранной и сложной физической проблемы.
Его доброжелательность, спокойствие, рассудительность и удивительное чувство юмора создавали уверенность, что все возникающие трудности удастся преодолеть. В результате он стал для всех сотрудников сектора профессора В.Г.Соловьева в ЛТФ ОИЯИ непререкаемым авторитетом при решении сложных математических проблем, встречавшихся при создании широко признанной сейчас квазичастично-фононной модели атомного ядра, соавтором ряда совместных с теоретиками ЛТФ научных работ, лауреатом первой премии ОИЯИ за эти работы.
До сих пор вспоминаются его неожиданные и остроумные шутки, помогавшие в работе, и интересные статьи в прославленной стенной газете ЛВТА и в городской прессе. При "зацикливании" кого-нибудь из коллег на бесконечном усовершенствовании своей программы он мудро советовал тому остановиться и не стремиться создать "самовыдергивающуюся морковь".
Окружающих его друзей и коллег, а позднее и учеников средней школы-лицея, когда он увлекся обучением их программированию на ЭВМ и помог в создании компьютерного класса и оснащением его современным великолепным оборудованием, привлекало и вызывало восхищение его стремление всегда быть полезным людям. Таким и остается Анатолий Андреевич в нашей памяти.
Леонард Малов, Сергей Федотов
Взгляд из семьи
Склонность к юмору Анатолий Андреевич передал своим детям. Вот скетч его старшего сына на тему о том, как Анатолий Андреевич находил выход из трудных положений.
Далеко не сразу Анатолий Андреевич выработал свою систему употребления алкоголя. Начинал с полного неупотребления, но это вызывало много вопросов и недоумение на всяческих календарных мероприятиях, юбилеях и прочих встречах. Думаю, толчком к этому и оттачиванию системы послужило нежелание быть звездой стола и предметом вопросов о своем здоровье.
Совершенствовалась система на педагогических посиделках: как же отказать дамам? Да еще и восьмого марта, к примеру. Тем более не откажешь немногочисленным коллегам - мужчинам. Проявляя мужскую солидарность, собирались трудовик, военрук (были такие люди в школах), физрук и информатик в каморке у трудовика, доставалась гармошка...
Система же заключалась в следующем: в начале мероприятия наливалась рюмочка напитка (40 мл, независимо от названия и крепости). Потом все зависело от степени увлекательности мероприятия: отпивалась половина из вежливости, а половина оставалась нетронутой. При заинтересованности в мероприятии, культурной программе и обилии тостов в ход шла половина от половины и т.д., вплоть до гомеопатических величин. Самым настойчивым Анатолий Андреевич указывал на наличие спиртного в рюмке и в любой момент готов был произнести тост с напитком в руке.
Алексей Корнейчук
Взгляд из школы
У Анатолия Андреевича было ясное представление о том, чему и как учить в школе, но когда ему предложили высказаться публично, он только вздохнул: "Прокукарекать, конечно, можно, но как подумаешь, что придется обеспечивать рассвет..." Но обеспечивать все-таки пришлось, и именно ему.
В середине 80-х в ЛВТА была создана комиссия по компьютеризации школ институтской части города, и Анатолию Андреевичу предложили ее возглавить. Его беспокоила позиция гороно. Вернувшись с одного из заседаний, он с облегчением сказал: "Они оказались лучше, чем мы думали. Нет у них никакой позиции. Они просто в растерянности!" Идеолог школьной информатики академик А.П.Ершов определил новый предмет как умение решать задачи с помощью ЭВМ, но при спуске корабля школьной информатики неожиданно выяснилось, что на корабле отсутствует машинное отделение...
И Анатолий Андреевич пошел в школу спасать положение. Первое полугодие он продержался на единственном терминале, подключенном к локальной сети ОИЯИ, а перед Новым годом, как новогодний подарок, на 9-ю школу свалился первый компьютерный класс...
Гимназия №3, 24 мая 2006 года. Анатолий Андреевич после уроков "принимает долги" у своих самых нерадивых учеников.
Анатолий Андреевич был учителем и наставником от природы. А еще он был великий труженик и всегда работал на общий результат. Однажды, когда он сидел в библиотеке, с головой уйдя в кропотливую и малооплачиваемую работу, к нему тихо, со спины, подкрался коллега Шириков и добрым голосом сказал: "Ну что, муравей?" И я представил себе муравья, который тащит в муравейник бревно, которое в несколько раз тяжелее его самого...
Александр Расторгуев
Вид неболтливого мужчины,
но юмор добрый, щирый - с Украины.
А что еще за видом этим? -
Любовь к компьютерам и детям:
К толпе своих.
Ко тьме чужих.
Он в школе создал
собственную школу,
неся и проповедуя крамолу:
"Азы науки - не аз, не буки;
не мифы-байки, а биты, байты...
Хоть было в ЭВМ вначале Слово,
но Байт звучит поболе адресово.
И смысл умнейшей из программ:
работа - роботам, а творчество - умам!.."
Дружеский шарж Жениса Мусульманбекова, стихотворное подношение Виктора Злоказова. 3.1.1989.
|