| ||||||
Ученые - школьникам О солнечных нейтрино и детской литературеНа международной ярмарке литературы "Non/fictioN Весна - 2024" прошла презентация книги "Солнечное нейтрино" заместителя директора Лаборатории ядерных проблем по научной работе, руководителя Нейтринной программы ОИЯИ, доктора физико-математических наук Дмитрия НАУМОВА. Книга посвящена увлекательной истории происхождения Солнца и планет, а также рассматривает одну из самых загадочных частиц во Вселенной - нейтрино.
Книга вошла в топ-лист ярмарки в категории "Десять лучших познавательных детских книг российских авторов". О том, легко ли ученому писать для детей, мы поговорили с автором Дмитрием Наумовым. Дмитрий Вадимович, о чем ваша книга? Какие вопросы ставит? Какая часть вашей работы нашла отражение в книге? - В центре внимания - проверка гипотезы о механизме генерации солнечной энергии, в которой ключевую роль играют солнечные нейтрино. Исследование солнечных нейтрино выявило неожиданное несоответствие между ожидаемым и фактическим количеством этих частиц, что привело к появлению так называемой "загадки солнечных нейтрино". Этот вопрос волновал научное сообщество на протяжении четырех десятилетий и был успешно разрешен благодаря международным усилиям, в том числе с участием дубненских ученых. Например, Олег Юрьевич Смирнов из Лаборатории ядерных проблем в рамках коллаборации Borexino внес заметный вклад в решение этой загадки и в этом году представляет к защите свою работу на соискание степени доктора физико-математических наук. Хотя я лично почти не принимал участия в разгадывании этой загадки, я с большим интересом изучал и описывал вклад замечательных ученых, которые работали над этой проблемой. Моя собственная научная деятельность тесно связана с темами, затронутыми в книге, что позволило мне глубоко погрузиться в контекст и дать юному читателю всестороннее и понятное объяснение тонкостей работы в области астрофизики и физики частиц. Что даст человечеству изучение солнечных нейтрино? - Это имеет огромное значение для человечества, и тому множество причин. Например, нейтрино помогли подтвердить, что основной источник энергии Солнца - это термоядерные реакции. Это ключевой элемент понимания работы звезд и механизмов генерации энергии во Вселенной. Также наблюдения солнечных нейтрино позволили ученым выяснить, что нейтрино обладают массой, хотя и очень малой. Это открытие стало сенсационным, потому что до этого считалось, что масса нейтрино равна нулю.
Осцилляции нейтрино дают уникальную возможность исследовать новые аспекты фундаментальных взаимодействий, которые не описываются текущей теоретической моделью физики элементарных частиц. Хотя это и находится на горизонте будущего, понимание нейтрино может привести к разработке новых технологий, основанных на уникальных свойствах этих частиц, например в областях детектирования и коммуникации. Таким образом, изучение солнечных нейтрино не только расширяет наши знания о Вселенной, но и открывает перспективные направления для дальнейших исследований и потенциальных технологических прорывов. Расскажите, как ученые ловят солнечные нейтрино? - Регистрация солнечных нейтрино - это сложная задача из-за их крайне слабого взаимодействия с материей. Несмотря на то что каждую секунду через каждый квадратный сантиметр Земли проходят миллиарды нейтрино, обнаружить их чрезвычайно трудно. Для этого используются специализированные нейтринные детекторы, которые часто располагают в местах, защищенных от других видов излучения, например в подземных лабораториях или даже внутри гор, чтобы минимизировать фоновые помехи от космических лучей и других источников излучения. Вот несколько методов, используемых для обнаружения солнечных нейтрино: Сцинтилляционные детекторы. В этих установках нейтрино взаимодействуют с веществом, вызывая мгновенные вспышки света - сцинтилляции. Эти вспышки затем регистрируются чувствительными детекторами. Пример такого детектора - эксперимент Borexino в Италии. Детекторы на основе черенковского излучения. Когда частицы, такие как нейтрино, движутся через прозрачную среду, например воду, со скоростью, превышающей скорость света в этой среде, они излучают черенковское излучение. Это излучение можно зарегистрировать с помощью фотоумножителей. Один из самых известных таких детекторов - Super-Kamiokande в Японии. Радиохимические детекторы. Эти детекторы используют превращение одних ядер в другие под действием нейтрино. Например, в эксперименте с детектором Homestake нейтрино взаимодействовали с атомами хлора, превращая их в атомы аргона, количество которых затем измеряли. В каждом из этих методов ключевым является уменьшение фонового излучения и увеличение чувствительности детекторов, чтобы максимально эффективно регистрировать редкие события взаимодействия нейтрино с веществом. Эти технологии позволяют ученым собирать важные данные о солнечных нейтрино и использовать их для изучения как солнечных процессов, так и фундаментальных свойств этой частицы. Как пришла идея написать книгу для детей? Это ваш первый опыт написания книги для детской аудитории. Считаете ли его успешным? - Идея написать книгу для детей возникла неожиданно: летом 2021 года редакция "Аванта" издательства АСТ предложила мне написать книгу в рамках серии "Большая наука детям". Хотя до этого я не имел опыта в написании книг для детской аудитории, регулярные лекции для широкого круга слушателей, включая школьников, позволили мне почувствовать уверенность в принятии этого вызова. Тему книги я выбрал, опираясь на необходимость наличия захватывающего сюжета с элементами драматизма и позитивным финалом. История солнечных нейтрино, охватывающая четыре десятилетия напряженных исследований, представлялась идеальной для такого формата. Этот рассказ не только увлекателен, но и обучает, открывая перед юными читателями двери в удивительный мир научных открытий. Относительно успешности проекта, мне кажется, лучшую оценку могут дать сами читатели. По первым откликам, книга вызывает интерес и положительные эмоции у аудитории, что заставляет меня думать о продолжении работы в этом направлении. Осознание того, что моя работа помогает молодому поколению открывать для себя науку, делает этот опыт для меня значимым и, надеюсь, успешным. Легко ли писать для детей? В чем особенность этой аудитории? Как нужно рассказывать детям о науке? - Написание для детей - это большой вызов. Это задача гораздо сложнее, чем проведение научного семинара для коллег, так как детская аудитория требует особого подхода. Необходимо использовать доступный язык, подходящие образы и метафоры, а также тщательно выбирать материал для изложения, сохраняя при этом честность в подаче информации. Несмотря на кажущуюся простоту, лекции для детей требуют более глубокой подготовки и продумывания. Когда я начал писать свою книгу, я задумался о том, как именно буду это делать. Вспомнив книги, которые мне нравились в детстве, и те, что вызывали отторжение, я осознал, что мне не нравилось, когда со мной общались, как с непонимающим ребенком. В то же время я мог в уме играть в шахматы с несколькими соперниками одновременно, не глядя на доску и просчитывая десятки ходов наперед. С такой задачей не могли справиться многие взрослые. Этот опыт научил меня уважать собеседника, независимо от его возраста. В своей книге я стремлюсь говорить с читателями на равных, используя простой и понятный язык. В книге есть иллюстрации, которые помогают лучше воспринимать и понимать научные идеи. Концепции всех рисунков были разработаны мной в сотрудничестве с редактором Дмитрием Калининым и художественным редактором Екатериной Гордеевой. Их великолепно воплотил в жизнь талантливый художник Александр Ненашев. Многие иллюстрации выполнены в юмористическом и парадоксальном стилях, что позволяет с разных сторон подходить к изложению идей, увеличивая шансы на то, что каждый читатель найдет что-то для себя. Много человек было задействовано при подготовке книги? Как долго готовили книгу? - Летом 2021 года я начал писать книгу, но из-за большой загруженности на основной работе завершил текст только к декабрю того же года. В процессе написания мне помогали мои рецензенты: отец Вадим Александрович Наумов, выдающийся физик-теоретик (ЛТФ - прим. ред.), моя жена Елена Александровна Наумова (ЛЯП - прим. ред.), а также друзья: выдающийся ученый и популяризатор науки Игорь Пьерович Иванов и эксперт по солнечным нейтрино Олег Юрьевич Смирнов (ЛЯП - прим. ред.). Мой аспирант Владимир Аллахвердян проверил работу над аналогиями и всеми числами, упоминаемыми в книге. Литературный редактор Наташа Мазарская тщательно отредактировала весь текст. Всем им я бесконечно благодарен за вклад, благодаря которому качество материала, изложенного в книге, значительно выросло. Следующие два года мы работали над иллюстрациями к книге. В этом процессе огромную роль сыграли редактор Дмитрий Калинин, художественный редактор Екатерина Гордеева и художник Александр Ненашев. Благодаря их талантливой и самоотверженной работе книга получилась именно такой, какой вы ее видите сейчас. Также я благодарен другим сотрудникам редакции "Аванта" и издательства АСТ за ценный вклад в издание книги. Есть ли в планах написание других детских книг? - Да, у меня действительно есть планы по написанию других детских книг. В процессе работы над текущей книгой текста накопилось столько, что его пришлось разделить на три части. Сейчас у меня уже готовы к доработке две книги. Кроме того, в процессе написания возникло множество новых идей для будущих произведений. Надеюсь найти время на новые книги, чтобы это не мешало основной работе. Расскажите, над какими проектами сейчас работаете? - В настоящее время я занимаюсь рядом проектов в рамках своей должности заместителя директора ЛЯП ОИЯИ. Мои основные обязанности включают руководство Нейтринной программой Института. Как ученый, я активно участвую в проектах Baikal-GVD, где руковожу группой по разработке программы моделирования эксперимента, и JUNO, который вступает в строй в этом году. Кроме того, я преподаю и работаю с аспирантами и студентами, веду подготовку научных кадров. Также я подготовил обширный учебник по квантовой теории для экспериментаторов, который насчитывает более 500 страниц. В данный момент я занимаюсь его редактированием и планирую опубликовать в этом году. В дополнение к этому, пишу научные статьи, есть планы на написание научных книг и учебников. Материал подготовила Ксения МОРУНОВА, |
|